kvakl_brodakl: (Я в Крыму)
[personal profile] kvakl_brodakl
...Вот как было в прежни годы,
Когда не было свободы!

Была в "Эрмитаже" на спектакле "Капнист туда и обратно".
Впечатления чрезвычайно разнородные: от "что за ерунда" в первые двадцать минут до чувства, вполне близкого к приятию, в конце. Не могу сказать, что заворожило и увлекло, но оригинально и вполне самобытно.
В основе спектакля - абсурдный исторический анекдот XVIII века, пересказанный в своё время Натаном Эйдельманом Юлию Киму и легший в основу стихотворения "Волшебная сила искусства".
От событий, происходящих на сцене, нельзя требовать исторической достоверности: Василь Васильич Капнист и император Павел I здесь не исторические лица, а герои анекдота.
И поэтому на них смотришь под другим углом зрения. И писатель Капнист, довольно нелепый и пугливый, мечтающий о месте на Парнасе, с которого его во сне выгоняет грозный Тредьяковский (он, кстати, бас и дивно прекрасен), сначала ещё пытается хорохориться и предвкушать, как начнёт воротить нос, когда его правоту и талант всё же вынуждены будут признать, но, будучи закован в кандалы, тщетно вопрошает: "Я ж только выставил порок по правилам искусств! Но я его и обличил! За что ж меня в железы? И в пятом акте истоптал, - за что ж меня в Иркутск?!", а потом и вовсе падает в обморок "у позлащённых шпор". И истеричный и нервный Павел скор как на расправу, так и на милость и в пьесе видит не только обличение коррупции, но и глубинные свойства человеческой природы, причём присущие всем людям независимо от традиционного классицистического деления на отрицательных и положительных. Так что традиционная тема "поэт и власть" предстаёт перед нами отнюдь не банальными гранями.
"Ябеду" покалечили чрезвычайно, причём не всегда понятно, зачем. Повытчик Добров заменён резонёром Правдиным, который как бы вынесен за действие пьесы и осуществляет связь между миром комедии, миром представления и реальным миром. Ябедник Праволов превращается в Неправдина для вящего, но всё же слишком линейного контраста. Сюжетная схема сохранена, хотя и чрезвычайно упрощена, реплики же заменены ариями и хорами, хотя местами весьма замечательными, но всё же "неродными". На фоне этого гимн взяткам "Бери, большой тут нет науки..." очень радует :). А игры с дополнением текста узнаваемыми цитатами, когда перечисляя тех, кому следует дать взятку, Правдин-Добров сбивается на монолог Молчалина, заканчивающийся собакой дворника, вызывают бурный восторг в зале.
И, конечно, гениален ход, когда весь спектакль актёры играют в нижнем белье (царь внезапно приезжает в придворный театр ночью), а кланяться выходят в бальных костюмах :).
В общем, очень на любителя, но я вовсе не жалею, что сходила.
А на улице теплеет, падающие снежинки щекочут нос, а организм завис где-то на границе простуды и решает, куда ему дальше...
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

January 2013

M T W T F S S
  1 2 345 6
789 1011 1213
14 151617 181920
21222324252627
28293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Thursday, 21 September 2017 04:54 am
Powered by Dreamwidth Studios